Антикоррупционное воспитание в школе
В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего миру взрослых финансово независимых людей,наделенных властными полномочиями. Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания, граждановедения. К моменту окончания школы учащиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Ориентация учащихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения учащихся в целом.
Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.
Цель антикоррупционного воспитания — воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
- дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
- научиться распознавать коррупцию;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и моральноэтическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
- формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
- продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
- воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
- способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.
Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.
Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в школе:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках обществознания;
- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
В начальной школе, в предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:
- Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
- Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
- Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.
Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и ролевых игр со следующей тематикой:
- Быть честным. По законам справедливости.
- Проблема «обходного» пути.
- Откуда берутся запреты?
- Быть представителем власти. Властные полномочия.
- Когда все в твоих руках.
- Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?
- Закон и необходимость его соблюдения.
- Государство и человек: конфликт интересов.
- Требования к человеку, обличенному властью.
- Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.
Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:
- устава с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;
- адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.
Информирование родительской общественности о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований.
Размещение на школьном сайте информации о реализации планируемых мероприятий
Предвиденный результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.
Полезные ссылки
Сайт президента России http://www.uznai-prezidenta.ru/
Информационно-правовой ресурс для детей http://www.pravadetey.ru/index.html
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by
Приказ от 06.11.2015 г. № 412 Об утверждении Положения об антикоррупционной политике и Плана работы школы на 2015-2016 учебный год по формированию актикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры учащихся
Положение об антикоррупционной политике муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №15 г. Балашова Саратовской области"
Классный час для 1 класса "А если с тобою поступят также", Гришина О.В.
Классный час для 2 класса "Деньги свои и чужие", Ковалева С.Ю.
Классный час для 2 класса "Поговорим о доброте", Кострикина Е.А.
Классный час для 3 класса "Мои друзья - мое богатство", Сусикова Е.А.
Классный час для 4 класса "Как прожить без ссор", Сергушкина Е.А.
Классный час для 4 класса "Мы все разные, но все ученики с равными правами", Большекова К.В.
Классный час для 5 класса "Быть честным", Попова В.В.
Классный час для 6 класса "Откуда берутся запреты", Струговщикова И.А.
Внеклассное мероприятие для 6 класса "На страже порядка", Глубокова О.В.
Классный час для 7 класса "Властные полномочия", Полянская Н.Е.
Классный час для 7 класса "Что такое равноправие", Петрова Ю.К.
Презентация для классного часа для 8 класса "Что такое коррупция?", Рожкова О.А.
Классный час для 9 класса "Зачем нужна дисциплина?", Килымнык О.В.
Классный час для 9 класса "Закон и необходимость его соблюдения", Большекова К.В.
Классный час для 11 класса "Коррупция- выигрыш или убыток" Сучкова Н.В., Чаплыгина И.И.
|